Интеллектуальное РАЗВИТИЕ
Учебные материалы


УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ



Карта сайтаscwinner.com.ua

Развитие восприятия. Ребенок жадно и пытливо воспринимает окружающий его мир. В своем восприятии он вдруг заметит такую мелочь, на которую мы, взрослые, никогда бы не обратили внимания, и, наоборот, он может не заметить существенную и важную деталь предмета, то есть в своем восприятии он еще не отличает существенное от несущественного.

Процесс восприятия у дошкольников, особенно в младшем дошкольном возрасте, еще недостаточно целенаправлен. Приведем пример. Малышам 3 лет дали задание отыскать на картинке, где были изображены играющие дети, ребенка, который потерял варежку. Оказалось, что это задание детям было трудно выполнить, так как при рассматривании картинки они все время отвлекались несущественными деталями и забывали основную цель.

Умение правильно, полно и целенаправленно воспринимать не дается в готовом виде от рождения. Правильно видеть, слышать и осязать ребенок учится постепенно, по мере общего своего развития.

Возьмем, к примеру, умение видеть. Глаз дошкольника существенно отличается от опытного глаза взрослого, который, рассматривая предмет, совершает прослеживающие движения по его контуру, останавливаясь на наиболее примечательных деталях, сопоставляет отдельные части этого предмета, выделяет существенные и второстепенные признаки. Все это обеспечивает правильное и осмысленное восприятие того, что он видит. Но вместе с тем глаз дошкольника это уже не совсем неопытный глаз новорожденного (у младенца даже движения обоих глаз еще не согласуются между собой и нет умения фиксировать воспринимаемый предмет). В дошкольном возрасте ребенок уже способен с большей или меньшей точностью воспринять различия предметов по цвету, форме, величине, несходство их по положению в пространстве. К 3 годам малыш может отличить основные цвета, а к 6—7 годам также и большое количество цветовых оттенков.

Обычно в восприятии предмета дети дошкольного возраста в первую очередь выделяют форму, которая служит основным опознавательным признаком. Дети рано начинают различать простейшие геометрические формы: круг, квадрат, треугольник. Хотя называют они их по-своему, связывая с предметами, имеющими подобную форму: круг для них «мячик» или «колесо», квадрат — «кубик», треугольник— «крыша», «домик» и т. п. Знакомя ребенка с основными формами предметов, родители вполне могут использовать эти названия, более понятные ребенку. Форму предметов ребенок может воспринимать с помощью зрения или осязания, или в практических действиях с предметом, где участвуют как зрение, так и осязание. В последнем случае достигается большая эффективность восприятия. При зрительном восприятии формы надо учить ребенка последовательно обводить контур фигуры пальцем, пересчитывать углы — это поможет ему лучше воспринять форму. В такой же степени надо обучать ребенка ощупывающим движением руки, так как у детей младшего и среднего дошкольного возраста еще не сформировались специальные осязательные движения руки. Ребенок часто, вместо того чтобы исследовать предмет ощупывающими движениями, крепко зажимает его кистью неподвижной руки. Трудность узнавания на ощупь также связана с тем, что ребенок не всегда может выделить существенные признаки при восприятии.



Очень полезна для развития осязания и в этом возрасте игра в «чудесный мешочек» — ребенок должен узнавать на ощупь, без помощи зрения предметы, положенные в мешочек.

Сравнивать по величине два предмета могут уже дети 2 лет. В дошкольном возрасте это умение при тренировке может достигнуть большой точности. В психологических опытах дети могли различать круги по величине, когда один круг был больше другого всего на 1/50 его величины.

Ребенок трехлетнего возраста уже имеет первые представления о пространстве. Существенный сдвиг в развитии пространственного восприятия происходит у ребенка в связи с развитием речи, с овладением такими понятиями, как «впереди», «сзади», «рядом», «в середине», «между», «справа», «слева». Насколько ваш ребенок хорошо владеет этими пространственными понятиями, вы можете выяснить, организовав игру, в которой он должен будет по вашему указанию класть какой-нибудь предмет сзади или спереди, справа- или слева, то есть должен будет показать свою практическую ориентировку в пространстве. Он уже может определить, где у него правая, а где левая рука. Большое значение для подготовки ребенка к школе имеет его умение правильно ориентироваться на листе бумаги, знать, где верхний и нижний, правый и левый край.

Особенно трудно для детей усвоение категорий времени, их относительное значение. Родителям стоило большого труда втолковать пятилетней Ирочке, что такое «завтра». Как-то мама пообещала ей, что завтра они будут вместе вырезать и клеить елочные игрушки. Ира тотчас поинтересовалась, когда же наступит это «завтра». Объяснение же родителей о том, что завтра наступит, когда она поспит ночку и встанет утром, ее не удовлетворило, и она вступила в спор с родителями. «Ведь баба тоже говорила, что когда я посплю, то будет завтра и мы поедем в цирк. А я уже встала и мы ездили в цирк — значит, завтра уже наступило и, значит, нужно уже делать игрушки»,— с железной детской логикой заключила она.

К началу дошкольного возраста ребенок может различать довольно большое разнообразие звуков. Он отличает голос матери от голоса няни, голос няни не спутает с голосом соседки, различает телефонный и дверной звонок. Но различие звуков по высоте до пятилетнего возраста представляет еще большие трудности. Эта задача значительно облегчается, если сравниваемые звуки выступают для ребенка как «голоса» игрушечных животных, то есть опредмечиваются. Например, высокий звук является голосом маленькой птички, а низкий — большого медведя. Такую игру легко организовать дома.

Более сложным восприятием, которое переплетается с мышлением, воображением и чувствами, является эстетическое восприятие: восприятие литературных произведений, изобразительных, музыкальных. Оно также интенсивно развивается в дошкольном возрасте.

Впечатления, которые получает ребенок воспринимая окружающий его мир, очень важны для всего последующего его психического развития. Эти впечатления служат основой развития его мышления, воображения, памяти, речи, Многое из того, что окружает малышей, остается ими не воспринятым, если взрослые специально не обратят на это их внимания. Но нельзя слишком опекать ребенка и надоедать ему своими указаниями. И вот вам пример.

Мать с дочерью ехали в поезде. Девочка не отходила от окна. Но когда мама подсела к ней и стала называть все, что проплывало мимо окон, девочка раздраженно сказала: ^«Мам, не надо, пожалуйста, я хочу смотреть своими глазками».

Внимание. Как трудно приходится многим первоклассникам из-за того, что они не умеют быть внимательными на уроках и, вместо того, чтобы слушать объяснения учителя, вертятся, отвлекаются разговорами с товарищами и всякими посторонними делами. Именно на протяжении дошкольного возраста ребенок должен научиться быть внимательным.

Почти с самого рождения ребенок активно реагирует на различные звуковые, зрительные, тактильные и прочие раздражители. ^Воспринимая их, малыш весь как бы замирает, сосредоточиваясь на них. По мере того как увеличивается жизненный опыт детей, все большее и большее количество предметов и явлений начинает привлекать их внимание. Интерес ребенка к новым предметам вызывается желанием узнать: «Что это такое?» и «Что с этим можно делать?». Уже в преддошкольном возрасте он может сосредоточенно и относительно долго рассматривать предмет, ощупывать его, действовать с ним. Совсем маленький внимательно воспринимает только те предметы, которые привлекают его к себе своей новизной или яркой окраской.

Целенаправленное внимание начинает формироваться только в дошкольном возрасте. На протяжении дошкольного возраста внимание становится более устойчивым. Ребенок уже может играть или чем-либо заниматься в течение более продолжительного времени. Так, старшие дошкольники могут более длительное время заниматься малоинтересной работой и горазда меньше при этом отвлекаться, чем младшие. Увеличивается объем внимания (количество объектов, которые он может воспринять одновременно), его произвольность. Формирование произвольного 'внимания начинается с того, что взрослый с помощью слова, указательного жеста и других приемов привлекает внимание малыша. Усложнение игровой деятельности, занятия учебного характера, выполнение простейших трудовых заданий, в которых ребенок вынужден считаться с известными правилами и требованиями взрослых и детского коллектива,— все это имеет решающее значение для формирования внимания в дошкольном возрасте.

На развитие произвольного внимания оказывает большое влияние речь взрослого. Полезна для развития внимания игра «Угадай, что изменилось».

Память. Общее развитие ребенка и успешность его обучения в школе во многом зависят от того, как развита у него память, умеет ли он сознательно поставить перед собой цель запомнить что-то, а спустя некоторое время припомнить то, что запомнил, умеет ли он для лучшего запоминания использовать правильные приемы.

Память дошкольника существенно отличается от памяти взрослого. Он не только меньше запоминает, но и иначе запоминает и воспроизводит, чем взрослый. Так, например, дети дошкольного возраста гораздо лучше запоминают в процессе какой-либо интересной для них деятельности (играя, рисуя, сооружая дом из кубиков, выполняя поручение взрослого), чем тогда, когда перед ними ставят специальную цель запомнить что-то, т. е. преобладающей формой запоминания на протяжении всего дошкольного возраста продолжает оставаться непроизвольное непреднамеренное запоминание. В специальных опытах проверялось, как дети-дошкольники запоминают картинки в разных условиях: когда ребенок просто играет с этими картинками, и тогда, когда перед ребенком взрослый ставит специальную цель — запомнить. Оказалось, что большинство детей лучше запомнили картинки, когда они не думали об их запоминании, а просто играли с ними. Таким образом, маленький ребенок запоминает то, что для него интересно, важно. Память ребенка, как справедливо говорят, эго его интерес. Отсюда можно сделать полезный вывод: если мы хотим, чтобы ребенок что-то запомнил, мы должны его этим заинтересовать.

Вместе с тем память дошкольника более развита, чем память ребенка преддошкольного возраста. Память преддошкольника еще слита с его восприятием и целиком непроизвольна. В дошкольном же возрасте в связи с усложнением игры, началом трудовой и учебной деятельности у ребенка возникает потребность что-то специально запомнить и припомнить. Память впервые становится самостоятельным процессом. Эта потребность рождает и специальные приемы и способы запоминания. Малыш для того, чтобы лучше запомнить, использует повторения, смысловую группировку материала и т. п.

Детям младшего дошкольного возраста легче запомнить материал, который носит наглядно-образный характер (например, предметы, картинки). Запоминание же абстрактного материала, например различных, не связанных между собой слов, становится возможным позже, в старшем дошкольном возрасте, в связи с развитием словесно-логической памяти.

На протяжении дошкольного возраста увеличивается также объем памяти ребенка. Если старшему и младшему дошкольнику показать одинаковое количество предметов, то старший запомнит гораздо больше, чем младший. Кроме того, старший дошкольник запоминает более осмысленно (применяет чаще смысловую группировку).

Некоторые зарубежные ученые склонны считать, что память у маленьких детей носит механический характер, что дошкольник запоминает с одинаковым успехом все подряд — то, что он знает и понимает, и то, что для него совершенно непонятно и незнакомо. Для выяснения этого вопроса было проведено много опытов с детьми (например, предлагалось запомнить осмысленные слова и бессмысленные слоги, предметы, знакомые ребенку, которые он мог обозначить обобщающим словом, и предметы, совершенно ему незнакомые). -Эти опыты доказали, что успешность запоминания у детей дошкольного возраста, так же как и у взрослых, зависит от степени осмысленности и понятности для ребенка запоминаемого материала.

Остановимся на некоторых особенностях памяти ребенка на разных этапах дошкольного детства. У ребенка 3— 4 лет, как запоминание, так и припоминание происходит главным образом непреднамеренно. Хотя большое место занимает механическая память, тем не менее, осмысленное запоминание и в этом возрасте гораздо прочнее бессмысленного. Объем памяти еще небольшой. Из 10—15 предметов, однократно показанных, дети младшего дошкольного возраста могут запомнить не больше четырех, а из такого же количества слов не более двух. Вместе с тем связанный текст — стихи, потешки, сказки — трехлетка запоминает довольно легко. По всей вероятности при этом имеет большое значение образность текста, звучность и четкий ритм стихов. Ваша трехлетняя дочка привыкла, что каждый вечер перед сном бабушка читает ей ее любимые книжки — веселые стихи с яркими картинками. Но сегодня у бабушки болит голова и она вынуждена нарушить заведенный обычай. И вдруг малышка начинает сама читать наизусть все книги подряд, точно в нужном месте перелистывая страницы. Вы удивлены, восхищены, и вам уже кажется, что у вашей дочки феноменальная память. Но не обольщайтесь — ничего удивительного в этом нет. Подобное «чудо» наблюдают многие родители у детей в дошкольном возрасте. В силу особенностей памяти ребенка в этом возрасте, он легко запоминает то, что для него привлекательно, интересно, не ставя перед собой специальной цели запомнить. Кроме того, надо учесть, что в случае, который поразил вас, запоминание происходило постепенно: ребенок, слушая чтение бабушки, не осознавал, пока не попробовал сам, что он уже запомнил.

Память маленького ребенка во многих случаях несовершенна, и в этом легко убедиться. Например, у него часто можно встретить смешение того, что было в действительности, с тем, что ребенок выдумал и добавил сам. Особенно часто дети ошибаются, когда взрослые пытаются выяснить у них, когда случилось то или иное происшествие.

В среднем дошкольном возрасте (у детей 5—6 лет) начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания. Они уже могут использовать и простейшие приемы запоминания — повторение того материала, который нужно запомнить. Затем появляются и более сложные приемы — последующие повторения и элементарная систематизация материала, его логический анализ; таким образом получает развитие словесно-логическая память. Так же увеличивается объем запоминаемого ребенком материала. Дети 5—6 лет могут воспроизвести пять из 10—15 однократно показанных предметов и около четырех не связанных между собой слов. Увеличивается также объем запоминаемого связанного текста—они уже могут запомнить более длинные стихи, а пересказывая сказку, воспроизводят ее более точно. Вместе с тем то, что ребенок запомнил, дольше сохраняется в его памяти. Пятилетний уже может вспомнить события, происходившие два года назад.

У детей 6—7 лет при запоминании возрастает роль речи. При помощи слова они анализируют запоминаемый материал, группируют его, относя к определенной категории предметов и явлений, устанавливают внутри него логические связи.

У старших дошкольников увеличивается также объем памяти. Если ребенку этого возраста показать 10—15 предметов или предъявить то же количество слов, то он в среднем запомнит 7 предметов, 5—6 слов, то есть он запоминает словесный материал почти с таким же успехом, что и предметный. И еще одна особенность памяти, характерная для детей 6—7 лет. Вам приходилось, вероятно, наблюдать, что ребенок часто после посещения театра, кино не может рассказать о содержании виденного.

В таких случаях не мучайте его своими расспросами, он обо всем вам расскажет на следующий день, когда пройдет возбуждение и улягутся сильные чувства.

Большую роль в формировании памяти дошкольника играет как правильная организация взрослыми всего воспитательного процесса, так и умелая организация детской деятельности: его игр, занятий по разучиванию стихов, конструирования, рисования, трудовой деятельности. Взрослый должен поставить перед ребенком специальную ц€ль — запомнить и припомнить нужный материал, научить ребенка правильным способам запоминания.

Вот вы принесли домой красивый букет осенних цветов, и ребенок изъявил желание нарисовать его. Воспользуйтесь случаем и организуйте рисование по памяти. Предложите ребенку как можно внимательнее посмотреть на цветы. Подскажите малышу, чтобы он при запоминании рассмотрел окраску цветов, сказал бы, как они называются. Затем, спрятав букет, попросите вашего сына или дочку рассказать вам в подробностях, каким был букет, который он собирается рисовать. Не беда, что у малыша не всегда хватит слов для описания, и он прибегнет к выразительным жестам, но этот прием, а также задача точно воспроизвести увиденное в рисунке поможет ему полнее воспринимать и лучше запоминать.

Хорошо тренируется память ребенка, когда взрослый дает ему различные поручения и проверяет их выполнение.

Родители, желающие развить память ребенка, должны помнить, что дошкольник лучше запоминает наглядный материал, тем более, если он с ним играет; материал, который предлагают ребенку запомнить, должен быть близким и понятным ему; ребенок должен понимать, для чего надо запомнить; повторения, рассредоточенные во времени, обеспечат лучшее запоминание. Не забывайте вовремя оценить успехи ребенка, ведь это так важно для его правильного воспитания.

Воображение. Некоторые буржуазные ученые утверждают, что игра занимает такое большое место в жизни ребенка дошкольного возраста потому, что у него болезненно развито воображение. Действительно, воображение в жизни маленького ребенка занимает большой удельный вес и начинает интенсивно развиваться раньше, чем его мышление. Образы же, рожденные воображением ребенка, очень яркие, даже подчас более яркие, чем у взрослых.

Но, несмотря на кажущуюся силу, воображение ребенка по сравнению с воображением взрослого беднее, однообразнее, неустойчивее, содержит меньше творческих элементов. Недаром К. Д. Ушинский, сравнивая воображение ребенка и взрослого, говорил, что первое можно уподобить порханию бабочки, а второе — могучему полету орла.

Особенностью образов фантазии ребенка является также и то, что они не могут существовать самостоятельно. Им обязательно нужна внешняя опора в деятельности. А такой деятельностью может быть не только игра, но и рисование, конструирование, слушание сказок. Ведь, играя, ребенок должен придумать сюжет, перевоплотиться в того или иного вымышленного героя и действовать в воображаемой ситуации, а слушая сказку, изображая что-либо в своем рисунке или постройке, он испытывает необходимость представить себе то, о чем ему читают, или то, что он собирается рисовать или строить. Именно эта необходимость способствует тому, что воображение ребенка развивается. Итак, фантазировать ребенка заставляет необходимость.

Некоторые зарубежные психологи рассматривают воображаемый мир как особый, иллюзорный мир, куда ребенок совершает бегство от действительности, а образы его воображения — лишь как символы реального мира.

Исследования советских психологов показали, что и в игровой деятельности, и при восприятии сказок, и в изобразительной деятельности ярко обнаруживается своеобразный реализм воображения ребенка. В специальных опытах выяснялось, насколько дети в игре следуют логике реальной жизни и насколько они стойки в осуществлении этого. Так, дошкольникам при игре в обед предлагалось сначала «съесть» второе или третье, а потом первое блюдо. У детей среднего и старшего дошкольного возраста это предложение вызвало бурный протест на том основании, что «так не бывает». Тот же реализм воображения ребенка, как мы уже об этом говорили, можно наблюдать и при восприятии им сказки, иллюстрации в книге.

Реалистичность образов воображения отчетливо обнаруживается в старшем дошкольном возрасте. Дети младшего дошкольного возраста не всегда могут отличить возможное от невозможного, фантастические образы от реальных, поэтому иногда создается впечатление о не критичности их фантазии. Это некритическое отношение к образам воображения объясняется бедностью прошлого опыта детей, незнанием того, что и как бывает в действительности. Реализм детского воображения требует активного воспитания. Необходимо, чтобы воображение ребенка, развиваясь, обогащалось знанием действительности, а не превращалось бы в бесплодное фантазирование, не было бы уходом ребенка от действительности.

Детское воображение развивается в непосредственной связи с усвоением речи, которая способствует формированию представлений ребенка о предмете и позволяет ему представить предмет, которого он никогда не видел. Не случайно, что у детей с задержками в развитии речи отстает и развитие воображения.

Некоторые зарубежные исследователи считают, что мир, созданный воображением ребенка, по яркости, отчетливости и подробности соперничает с непосредственно видимым миром и что ребенок смешивает образы своей фантазии с действительностью, живет в мире иллюзий. Психологические исследования же показывают, что как бы ни были ярки и эмоциональны образы воображения ребенка, тем не менее он хорошо отличает воображаемое от действительно воспринимаемого. Как ни увлечен ребенок-дошкольник, например, игрой с куклой-дочкой, иллюзии, что это не кукла, а живой ребенок, у него нет, и, если бы вдруг кукла откусила кусочек от предлагаемого ей пирога, заговорила или пошла, ребенок был бы чрезвычайно напуган.

В дошкольном возрасте образы воображения не только обогащаются содержанием, но и начинает формироваться произвольное активное воображение, постепенно возрастает целенаправленность воображения, устойчивость его замыслов. Так, дети младшего дошкольного возраста, начиная рисовать на заданную тему, из-за неустойчивости своего замысла часто не в состоянии выполнить задание взрослого. У детей старшего дошкольного возраста деятельность более целенаправленна. В своих рисунках и лепке малыши уже могут передать предложенную им тему, отразить содержание прослушанной сказки, рассказа. У них по сравнению с более младшими детьми не так часто одна игра сменяется другой.

Воображение детей 6—7 лет более творческое, чем у малышей. Изучение творческого воображения дошкольников при рассказывании по картинке показало, что дети 3—4 лет проявляли полную зависимость своего рассказа от внешнего сюжета картинки. Рассказ дошкольников 4—5 лет имел уже более развернутый сюжет, но выйти за пределы непосредственного изображения дети этого возраста еще не могли. И только у детей старшего дошкольного возраста наблюдалось стремление не только воссоздать в своем рассказе воспринятое на картинке, но и дополнить свой рассказ такими моментами, которые прямо не изображены. Например, они придумывали начало и конец рассказа.

Возрастные особенности творческого воображения дошкольников проявляются и в их словесном творчестве. Дети сочиняют сказки, стихи, Сочиненные детьми дразнилки — своеобразная детская сатирическая лирика. В любой дразнилке есть похвальба ребенка, в ней выражается его стремление самоутвердиться, подчеркнуть недостатки другого. Ребенок радостно распевает перед другим малышом: «Плакса-вакса —- гуталин, на носу горячий блин», утверждая этим, что не он, а другой плакса, а он хороший. Сочиненные детьми сказки, истории сначала носят подражательный характер. Поэтому нередко, рассказывая свою сказку, трехлетка предупреждает: «Я расскажу про маленького мальчика, но это не про мальчика с пальчик». В рассказах, сочиненных детьми 6—7 лет, гораздо больше творческих элементов.

Своеобразной формой творческого воображения дошкольника является ложь-фантазия. Часто маленькие дети рассказывают небылицы, которые будто бы были на самом деле. В большинстве случаев в такой своеобразной форме ребенок выражает свою мечту. Мальчик, мечтающий быть храбрым охотником, хвастается, как он «застрелил волка»; девчушка, мечтающая иметь маленькую сестренку, рассказывает подружкам в детском саду со всеми подробностями о выдуманной ею сестренке Танечке.

В. И. Ленин называл фантазию качеством величайшей ценности и считал, что без развития фантазии не может творить ни художник, ни ученый. Необходима фантазия и нашим ребятишкам, готовящимся идти в школу. Ведь школьное обучение было бы невозможным, если бы дети по рассказам и объяснениям учителя не смогли себе представить героев и события, которые они никогда не видели. Фантазия не только необходима ребенку в учении, но она и украшает его мир, делает его ярче, интереснее.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже большой фантазер: он фантазирует по любому поводу с утра до вечера. То он увлечен игрой, где он окружен вымышленными героями, то в разводах на обоях или в пятнах на потолке он «видит» маленьких человечков и разнообразных животных, а в плывущих по небу облаках — страшных чудовищ или сказочные замки. Нарисовав каракули, он утверждает, что нарисовал «чудесную мельницу, из которой вылетают блинки и пирожки». Ему все под силу — сочинять сказки, рассказы, стихи... «Фантазирует, творит, радуется — ну и прекрасно. Зачем же взрослому нужно вмешиваться в мир детской фантазии?» — могут возразить иные читатели. А вмешиваться все-таки надо, так как необходимо направлять фантазию детей, но при этом не следует забывать, что подход к ним должен быть умелым и осторожным.

Мы уже говорили о «слабых местах» воображения наших малышей: о том, что их воображение еще бедно по своему содержанию, что оно чаще всего подражательно и еще не носит творческого характера, что для развития воображения маленького ребенка необходима разнообразная деятельность, в которой оно получает опору.

Самое первое, что необходимо делать для развития воображения,— это создать, как говорят, «материальные» условия для разнообразной деятельности малыша. Чтобы легче возникла игра, ребенку нужны игрушки или то, чем он может их заменить (кубики, шишки, палочки и т. п.). Вот он выпросил у вас портфель и тотчас же возникает игра в «школу»; вот вы дали ему бинт, вату, повязку с красным крестом — не прошло и нескольких минут, как он уже с увлечением играет в больницу.

И нет в дошкольном возрасте таких детей, которые не любили бы книгу, особенно, если эта книга с красивыми картинками... Необходимо в семье, где растет малыш, иметь и какой-то строительный материал — кубики, из которых он мог бы сооружать дома, мосты, дворцы. Во всех этих занятиях — играя, рисуя, конструируя, слушая сказку, ребенок будет тренировать и развивать свое воображение

Но, для того чтобы воображение дошкольника становилось богаче по своему содержанию, надо обращать внимание ребенка на богатство окружающей его действительности, стараться дать ему больше впечатлений и знаний, развивать в нем большую требовательность к тому, что он изображает в своей игре, рисунке, при конструировании.

Вы прочли своему трехлетнему сыну сказку «Петушок и чудо-меленка» и он захотел нарисовать, «как петушка бросили слуги в колодец».

Малыш нарисовал петушка — голову с клювом, ногами-палками, которые непосредственно идут от головы, и колодец, где уровень воды изобразил не горизонтальной линией, а полукругом, объяснив при этом, что в уголках нет воды, потому что петушок ее уже выпил. Вы расспрашиваете сынишку, где у его петуха туловище и хвост и может ли вода в колодце располагаться такой горкой. Малыш вопросительно смотрит на вас. Вы берете стакан с водой и демонстрируете ему небольшой «опыт» — отпиваете воду с одного края и обращаете внимание ребенка на ^то, что сейчас же это место заполняется оставшейся водой. Потом попробуйте в своем книжном хозяйстве найти несколько рисунков петушков. Покажите их вашему сынишке, вместе с ним внимательно рассмотрите рисунок. И вы увидите, как ваш малыш задумается. Естественно, что когда он начнет рисовать то же во второй раз, его рисунок будет богаче, содержательнее.

Если вы хотите, чтобы игры детей были разнообразными и содержательными, надо позаботиться, чтобы такими же были и их впечатления, их знания о жизни. Вы идете с ребенком на почту, в поликлинику, в магазин, ателье. И хотя ребенок может сопровождать вас туда каждый день, впечатления его могут оставаться бедными — ему многое непонятно, а многого он просто не заметит. И потому, когда он начинает играть в «больницу», «почту», «магазин», то его игра будет бедной по содержанию. Используйте одно из таких посещений, например на почту, и интересно расскажите ребенку, какую важную работу делают служащие почты, пересылая письма, посылки, деньги из одного города в другой. Если будет возможность, то покажите малышу, как работник связи объезжает на специальной машине почтовые ящики и выбирает из них письма, складывая их в большой мешок. Как на почте штемпелюют эти письма, как упаковывают и взвешивают посылки — ведь для ребенка все это будет очень интересно. Прочтите ему также книгу Маршака «Почта». Наблюдая после этого игру ребенка в «почту», вы сами убедитесь в том, что она стала интереснее и содержательнее.

Для развития творческого воображения родителям важно заметить и поддержать всякое творческое начинание ребенка «Отец, посмотри, какого человека дочка сделала из желудей, как она хорошо это придумала»! — обращается мать девочки к мужу. «Это ты сам такую сказку сочинил, вот молодец!» — хвалит папа сына.

Часто приходится слышать, как наш малыш ноет, преследуя взрослых: «А что мне нарисовать? А что мне слепить? А в какую игру мне поиграть». Это значит, что он не привык принимать самостоятельные решения, не умеет играть один, что надо обратить серьезное внимание на развитие его творческого воображения. В ответ на такие «приставания» лучше ответить: «Нарисовать и слепить можно многое, например кошку, собаку, девочку, морковку, грибочек, а ты сам выбери, что тебе больше нравится».

Для развития творческого воображения старших дошкольников полезны игры типа «Море волнуется». Несколько детей садятся в кружок, каждый из них задумывает какое-нибудь слово, а ведущий сочиняет рассказ, в котором должны присутствовать все эти задуманные слова. Или игра в рифмы, когда дети к слову, задуманному взрослым, должны придумать рифму. Также очень полезно, чтобы ребенок умел продолжить начатый вами рассказ. Если с детства мы привьем ребенку любовь самостоятельно что-то придумывать, сочинять, изобретать, то это полезное творческое начало получит дальнейшее развитие и в школе, и в будущей работе.

Мышление и речь. Нет надобности доказывать, какое большое значение имеет развитие речи и мышления дошкольника для дальнейшего его обучения в школе и как важно научить ребенка «уметь думать» — рассуждать, обобщать, ставить вопросы и выражать в речи связно, грамматически правильно свои мысли.

Мышление ребенка, так же как и мышление взрослого, неотделимо от речи, а речь от мышления, и развиваются они в тесной взаимосвязи. Многочисленные наблюдения и эксперименты показывают, что ребенок рождается без каких-либо признаков интеллекта и лишь в конце первого года в результате собственного опыта, знакомства с явлениями окружающей жизни у него возникают первые мысли, формируются первые обобщения, помогающие решать практические задачи: например, достать предмет, лежащий на полке или висящий на веревке. Двухлетний мальчик пытается достать что-то в буфете, сначала он тянет вверх руку, но, видя, что ничего не выходит, придвигает стул, взбирается на него и достает нужную вещь. В этом случае ребенок опирается на опыт, полученный им раньше, он видел, как стул с той же целью использовался взрослыми. Ребенок сделал свое первое обобщение.

Как правило, решение той или иной практической задачи ребенок сопровождает словами. В опытах детям предлагали достать вещь, лежащую высоко, с помощью других предметов. В одних случаях им запрещали говорить, в других, наоборот, спрашивали, каким путем они будут доставать. Оказалось, что в первом случае дети не могли решить поставленную задачу, а при сопровождении решения практической задачи речью они решали ее легко. Постепенно речевые высказывания в практической деятельности дошкольника начинают играть планирующую роль. В дошкольном детстве происходят большие изменения в мышлении ребенка. Наблюдая окружающую его жизнь и по возможности участвуя в ней, ребенок расширяет свой умственный кругозор, приобретает новые знания, которые должны составить основу его последующего умственного развития и дальнейшего обучения в школе, у него возникают новые формы мышления. Его мышление все больше становится словесным, логическим.

Сначала обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями и опираются на наглядно воспринимаемые, часто несущественные признаки вещей. Девочка 41/2 лет спрашивает у матери: «Все собаки— собаки, большие и маленькие, а если собаку постричь, сзади валенки одеть, а спереди перчатки — она будет человек?» И сама же отвечает: «Нет, не будет». Даже доказательства, которые используют дети, также носят в этот период совершенно конкретный, наглядный характер. «Почему нельзя пить сырую воду? — спрашивают ребенка. «Потому что Вова пил ее и заболел». Конкретностью мышления также объясняется своеобразное отношение дошкольников к арифметическим задачам. Мальчику шести лет предлагали закончить задачу, придумав к ней вопрос. «Ехало шесть танков, два сломались»,— начинает мама задачу. «Их починили, и они поехали дальше»,— продолжает малыш. Другая, задача: «Мама съела четыре конфеты, а своему сыну дала две. Сколько они съели вместе?» Малыш не решает этой задачи, так как его волнует описанная в ней несправедливость.

Дошкольник уже может рассуждать и строить простейшие умозаключения. Формы словесно-логического мышления возникают примерно в среднем дошкольном возрасте. Некоторые зарубежные психологи считают, что дошкольник не способен к логическому мышлению, что он не может рассуждать последовательно и непрерывно впадает в противоречия с самим собой и с действительностью, не замечая этого. На самом деле даже ребенок 3 лет при определенных условиях может решать логические задачи, правда, не всегда при этом он способен правильно объяснить, почему он действовал так, а не иначе. В психологических опытах перед ребенком ставился на стол таз с водой и раскладывались различные предметы из металла, целлулоида, дерева и т. д. Эксперимент проводился в форме игры в отгадывание, какой предмет утонет, а какой будет плавать. Основываясь на своем прошлом опыте и в результате ряда неправильных угадываний большинство детей Делало правильные обобщения, практические и словесные. Правда, младшие дети, правильно определяя, какая вещь будет плавать, а какая потонет, не всегда могут обобщить это.

В силу ограниченности своего опыта дошкольник не всегда различает в явлениях, связанных между собой, какое из них причина, а какое — следствие.

Зимним утром, в день елки в саду, четырехлетняя Катюшка проснулась раньше обычного. Она лежала в постели и с нетерпением смотрела в темное окно, дожидаясь, когда же на улице посветлеет и ей разрешат вставать. Наконец, за окном забрезжил рассвет, и девочка приготовилась уже одеваться, как вдруг вошла мама и включила электрическую лампочку. В комнате стало светло, а за окном как будто опять потемнело. Катюша, испугавшись, что электрический свет может помешать наступлению долгожданного утра, заплакала и стала горячо умолять маму: «Мамочка, погаси скорее свет, а то опять будет темно!»

Знания, практика, которые приобретает ребенок, служат основой развития его мышления. Они делают его мышление к 6—7 годам менее связанным с непосредственной наглядной опорой, все более абстрактным, отвлеченным.

Так же как меняются на протяжении дошкольного возраста содержание мышления и его формы, так и чрезвычайно разнообразными на протяжении дошкольного детства становятся формы речи и ее функции. На протяжении дошкольного детства происходит интенсивное овладение языком, его словарным составом и грамматическим строением. Работа, которую проделывает ребенок по усвоению языка всего за каких-нибудь 3—4 года, колоссальна. Многие психологи и педагоги объясняют такие большие успехи ребенка своеобразным «чувством» языка, особой языковой одаренностью.

Как мы уже не раз говорили, речь дошкольника тесно связана с его мышлением, и на ней не может не сказаться конкретный характер и особенность его обобщений. У Машеньки есть младшая сестра, которую зовут Верочка, и из этого единичного факта девочка заключила, что все сестры должны носить такое же имя. Когда ее няня уехала на выходной день, Машенька стала расспрашивать мать, куда поехала няня. Та ей ответила, что няня поехала к своей сестре. «А нянину сестру Верочка зовут?» — спросила Машенька Несмотря на то, что мать ответила отрицательно, тем не менее это не могло поколебать первоначального вывода девочки. «А у няни Верочка большая?» — продолжала свои расспросы Машенька.

На развитие речи и мышления вашего дошкольника большое влияние оказывает ваш собственный пример: как вы говорите (ведь речь ребенком в основном усваивается путем подражания), как вы рассуждаете вслух, как ставите свои вопросы и как отвечаете на них. Если ребенок задает вам бесконечное количество вопросов со своим традиционным «почему» из самых различных областей жизни, то не спешите скорее отвечать на все из них. Надо стимулировать ребенка, чтобы он сам подумал. Если вопрос касается области, хорошо знакомой ребенку, пусть он попытается ответить сам. Но, кроме того, большое значение для детей имеют специальные занятия по развитию мышления и речи, организуемые взрослыми. В детском саду такие занятия получасовой длительности приобретают характер учебной деятельности и проводятся два раза в день. На этих занятиях дети рассматривают картинки, слушают сказки и рассказы, а затем пытаются пересказать их сами, учатся рассказывать по плану, предложенному воспитателем, ставят к прочитанному тексту вопросы.

Подобные занятия полезно организовать с ребенком и дома.

Воля. Ни в чем так ярко не проявляется своеобразие психического мира ребенка-дошкольника, как в его воле.

Воля ребенка 3—7 лет еще очень слаба. Вместо выдержки, самообладания и настойчивости, которыми обычно характеризуется воля взрослого человека, у дошкольника мы наблюдаем неустойчивость желаний, в своей деятельности он часто теряет цель, которую перед собой поставил, его умственные процессы — восприятие, внимание, память, мышление — отличаются большой непроизвольностью.

Вместо решительности взрослого у ребенка импульсивность поведения. Чаще всего чувства, а не размышления являются стимулом поступков ребенка. В силу слабости воли малышу обычно трудно удержаться от различных соблазнов: чтобы не съесть конфету, лежащую на виду, чтобы не взять чужую привлекательную игрушку. Многие действия ребенка носят подражательный характер—это тоже связано со слабостью воли. В яслях плач одного ребенка вызывает часто плач всех остальных детей. Позднее дети начинают копировать жесты взрослых, их интонации, манеру говорить. Дошкольник подражает поступкам взрослого, его поведению. Еще более внушающее влияние оказывают на него окружающие дети. Поэтому недаром так много говорят о решающей роли примера поведения взрослых, а также других детей в воспитании малыша

Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер—оно направлено главным образом к родителям. По отношению к другим детям упрямство проявляется редко. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов —• хорошее средство воспитания воли (как добиваться всего этого, а также о детском упрямстве и капризах мы еще будем говорить более подробно),

Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он рисует, лепит, конструирует и, особенно, когда выполняет трудовые поручения взрослых. Коллективная ролевая игра и игра с правилами является настоящей школой воспитания воли дошкольника.



edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная